заказать цемент
Личный   кабинет договор поставки
цемента
заказать   цемент
Запас прочности

Сибирские цементники готовятся к реализации масштабных инвестиционных проектов

Цементники Сибири, завершая 2024 год в непростых экономических условиях, готовы обеспечить реализацию инвестиционных проектов, запланированных в макрорегионе. Об этом - разговор с первым вице-президентом АО "ХК "Сибцем", членом Правления НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" Геннадием Рассказовым.

Геннадий Константинович, оправдал ли ожидания уходящий 2024 год?

Геннадий Рассказов: В целом отрасль справилась с нагрузками летних месяцев и в полном объеме обеспечила потребителей продукцией стабильно высокого качества. Хотя без сложностей и рыночных качелей не обошлось.

Напомню: в прошлом году в стране наблюдался бум строительства и ипотечного кредитования. Спрос на цемент становился больше, с июня по ноябрь потребление стройматериала увеличивалось двузначными цифрами по отношению к аналогичным показателям 2022 года. В первом квартале 2024-го положительная динамика сохранялась, в отдельных регионах рост достиг 17-19 процентов. А потом началось снижение. И если в 2023 году емкость цементного рынка Сибири в ее прежних границах (с учетом Бурятии и Забайкалья) оценивалась в 6,8 миллиона тонн, то по итогам 2024-го ожидается падение на полтора-два процента.

При этом в целом по России, скорее всего, будет зафиксирован примерно такой же рост - в основном за счет регионов Центрального и Южного федеральных округов, где темпы строительства остаются очень высокими.

Что больше всего оказывает влияние на цементный рынок?

Геннадий Рассказов: Мы выявили интересную закономерность: коэффициент взаимосвязи российского ВВП в долларах с объемом потребления цемента с 2000 года - 0,91. Это очень высокий показатель, на 95 процентов обеспеченный жилой площадью многоквартирных домов. А со ставкой ЦБ РФ - обратная корреляция. Когда ставка растет, объемы потребления цемента падают. В этом году они стали снижаться на фоне известных решений Центробанка и отмены программ льготной ипотеки.

Для сравнения можно привести пример соседнего Казахстана, где в течение 2024-го Нацбанк снизил ключевую ставку с 15,75 до 14,25 процента годовых. В итоге потребление цемента, упавшее на четыре процента в первом полугодии, восстановилось всего за три месяца. Более того, по итогам января-октября спрос превысил уровень десяти месяцев 2023 года на те же четыре процента.

Сегодня около восьмидесяти процентов продукции сибирских цементных заводов реализуется в макрорегионе, а двенадцать-четырнадцать процентов идет на Север России и в Казахстан. Последний, в свою очередь, отгружает цемент в регионы СФО. Так что наши предприятия работают в условиях жесткой конкуренции. При этом мощности цемзаводов страны загружены за последние десять лет в среднем на 61 процент.

Большинство цементных заводов Сибири построено в середине прошлого века. Удается ли в текущих экономических условиях вести модернизацию, выполнять ремонтные программы?

Геннадий Рассказов: Удается, но затраты стремительно растут. Например, в этом году сумма, направленная на ремонты и техобслуживание оборудования, на 35 процентов больше прошлогодней. Это объясняется, к сожалению, не только увеличением объемов работ, но и колоссальным удорожанием оборудования, комплектующих и запчастей, особенно импортных, приобретаемых за валюту. Да и весь перечень товарно-материальных ценностей вырос в цене. Увеличивается налоговая нагрузка, индексируются тарифы на услуги естественных монополий.

Так, прирост средневзвешенной цены на электрическую энергию и мощность в 2024 году прогнозируется на уровне до четырнадцати процентов по отношению к 2023-му, а газ с 1 декабря прошлого года к настоящему моменту стал дороже более чем на 22 процента. Услуги по доставке готовой продукции и сырья железнодорожным транспортом в конце 2023-го подорожали на 10,75 процента, в 2024-м тариф поднялся еще на десять процентов.

В то же время обострились проблемы с доставкой цемента по железной дороге?

Геннадий Рассказов: Действительно, в последние годы наша отрасль сталкивается с логистическими трудностями. Это приводит к массовому отказу потребителей цемента от работы с железной дорогой, и доля отгрузок этим видом транспорта уменьшается. По данным НО "СОЮЗЦЕМЕНТ", она сократилась с 72 процентов в 2007 году до сегодняшних 39 процентов.

А в октябре 2024-го, несмотря на сезонное снижение спроса на цемент, производители столкнулись с новыми проблемами, связанными с заадресовкой порожнего подвижного состава и приемом груза к перевозке. За последние два года сроки оборачиваемости вагонов выросли почти вполовину. Уменьшить негативные последствия производителям удается благодаря увеличению парка собственных вагонов. Другой вариант решения проблемы - развитие автодоставки. Она обходится примерно на 20-25 процентов дороже, но нередко альтернативы просто нет.

Каков ваш прогноз относительно развития цементной отрасли Сибири?

Геннадий Рассказов: В России пока не внедрены механизмы, позволяющие обеспечить объективное планирование и долгосрочное прогнозирование потребностей в цементе. Это негативно отражается и на производителях, лишенных возможности корректно формировать дорогостоящие программы модернизации и ремонтов оборудования, и на потребителях, которые в случае неожиданного и резкого увеличения спроса не получат продукцию вовремя.

Чтобы свести риски к минимуму, мы анализируем всю доступную информацию из открытых источников. И, по этим данным, общая стоимость инвестиционных проектов, утвержденных для регионов Сибири до 2035 года, оценивается примерно в восемнадцать триллионов рублей. А вместе с проектами по ДФО - в 53 триллиона. Реализация этих планов в сфере жилищного, социального, частного, инфраструктурного, транспортного строительства способна дать мощный импульс развитию цементной отрасли.

Рассчитываем и на то, что у нас в стране получат наконец должное распространение эффективные технологии строительства долговечных и безопасных дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями. Современные скоростные многополосные магистрали, выдерживающие автопоезда весом до 180-200 тонн, должны соединить восток и запад России. Тогда объемы потребления цемента вырастут на десять-пятнадцать процентов в год. Но главное, будут сняты сдерживающие экономическое развитие страны инфраструктурные ограничения, которые сейчас усугубляются из-за ситуации на железных дорогах.

У цементобетонных автомагистралей целый ряд преимуществ. Срок их службы составляет не менее тридцати лет, дороги отличаются высокими технико-эксплуатационными характеристиками, являются более экологичными и безопасными для водителей. Напомню: "Стратегия развития промышленности строительных материалов до 2030 года" предполагает, что уже сейчас 35 процентов всех строящихся дорог должны быть с цементобетонным покрытием, а начиная с 2026 года - до половины.

Считаем, что в ходе дорожных тендеров необходимо сравнивать разные варианты строительства, а справочники по оценке стоимости разных подходов к проектированию дорог должны разрабатываться государственными институтами.

Удалось ли отрасли решить проблему распространения фальсификата?

Геннадий Рассказов: После того как в 2016 году в нашей стране ввели обязательную сертификацию цемента и инспекционный контроль на границе каждой партии цемента, ввозимой из-за пределов ЕАЭС, объем фальсификата значительно сократился (с 11,7 миллиона тонн в 2015 году до 3,16 миллиона в 2020-м). Но в 2021-м в России отменили госконтроль за оборотом отдельных видов стройматериалов, в том числе цемента. Затем фактически перестал действовать инспекционный контроль на границе. В результате, по данным Ассоциации по техническому регулированию АССТР, в прошлом году доля фальсификата на отечественном рынке превысила 22 процента. То есть покупатели цемента - как крупные заказчики, так и частные лица, - рискуют купить подделку, опасную для жизни и здоровья.

Незаконный оборот цемента наносит ущерб государственному бюджету (за счет неуплаченных налогов) и добросовестным производителям. Из-за действий нечистых на руку продавцов только в 2023 году цементная отрасль потеряла 90,7 миллиарда рублей. Эти средства можно было направить на модернизацию производств, повышение уровня их экологической безопасности, реализацию ремонтных и социальных программ.

Сейчас в стране проводится эксперимент по возвращению госконтроля за оборотом отдельных видов продукции, включая цемент и бетон. Все добросовестные производители за его восстановление на постоянной основе. Очень важно наладить взаимодействие всех ответственных за это структур. Государство не должно никому отдавать функцию стандартизации, метрологии, экспертизы и контроля. Эти службы нужно развивать, формируя понятные для всех правила игры.

Заказать цемент

Заполните фому заявки, чтобы мы смогли выслать все необходимые данные на Вашу почту

Ошибка! Неверный ввод.

Ошибка! Неверный ввод.

Нажимая кнопку “Отправить”, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Откликнуться

Ошибка! Неверный ввод.

Ошибка! Неверный ввод.

Откликнуться

Заполните фому заявки, чтобы мы смогли выслать все необходимые данные на Вашу почту

Ошибка! Неверный ввод.

Ошибка! Неверный ввод.

Подписка оформлена!

Мы будем присылать Вам информацию об акциях и новостях нашей компании

Спасибо за заказ!

Мы пришлем Вам информацию о заказе

Заявка отправлена!

Мы пришлем Вам информацию о выбранной вакансии

Заявка отправлена!

Мы пришлем Вам информацию об выбранной услуге

Спасибо!

Ваш отзыв отправлен