Емкость цементного рынка в Сибирском федеральном округе, Бурятии и Забайкалье в этом году увеличилась с 5,1 до 5,3 миллиона тонн. Декабрьская оттепель, позволяющая не «замораживать» работы, а продолжать возведение объектов, на руку производителям «хлеба стройки». Однако для увеличения загрузки мощностей по его выпуску (а сегодня предприятия в среднем загружены лишь наполовину) одной хорошей погоды недостаточно.
По данным некоммерческой организации «Союзцемент», при годовом увеличении производства более чем на восемь процентов объемы потребления цемента в России в 2019-м достигнут 58 миллионов тонн. Даже по самым скромным прогнозам, соответствующим негативному сценарию, потребительский рынок страны «прибавит» шесть процентов. При этом лидерами роста останутся Северо-Кавказский федеральный округ (на 22 процента), ЦФО (на пятнадцать процентов), ДФО (на четырнадцать процентов) и Урал (на одиннадцать процентов). Сибирь же существенно отстает.
- Заводы нашего холдинга, согласно прогнозу, в 2019-м произведут около 3,2 миллиона тонн цемента, что немного превышает прошлогодний объем и в целом соответствует общей рыночной тенденции, - отмечает вице-президент по инвестиционному развитию АО «ХК «Сибцем» Александр Черепанов. – Сегодня для нас очень важна стабильность, нужно понимание того, что мы будем делать в следующем году. Мы готовы к участию в инфраструктурных проектах, которые могут стать драйверами роста для цементного рынка Сибири.
Входящее в холдинг предприятие «Сибирский бетон» в этом году увеличило объемы производства и реализации продукции в основном благодаря оживлению на новосибирском рынке. А в Кузбассе цементники участвовали в строительстве Президентского кадетского училища, здания восьмого Кассационного суда общей юрисдикции и третьей очереди скоростной автодороги Кемерово - Ленинск-Кузнецкий. Во многом за счет возведения этих объектов потребление цемента в регионе за год выросло на 6,4 процента. На 2020-й эксперты прогнозируют как минимум пятипроцентный рост, поскольку реализация проектов войдет в более активную фазу, требующую бесперебойной, интенсивной всесезонной поставки качественной продукции с неукоснительным соблюдением технологий.
Мелкие «подснежники» - которые, откровенно демпингуя, появляются на рынке весной и так же быстро исчезают осенью, - на круглогодичную долгосрочную и ответственную работу не настроены. В отличие от предприятий «Сибирского бетона», у недобросовестных конкурентов нет лабораторий контроля качества с необходимым оборудованием и укомплектованным штатом специалистов. Но, надо сказать, заказчики все чаще предпочитают проверенных поставщиков.
- Мы готовы участвовать в строительстве дороги в обход Кемерова на Мариинск с применением цементобетонных технологий, - подчеркивает Александр Черепанов. – В России они пока не получили широкого распространения, но все приходит опытным путем. Мы же занимаемся этим постоянно. К слову, «Новосибрскавтодор» на днях выиграл тендер на реконструкцию аэропорта Толмачево, и мы рассчитываем поставлять туда бетоны для строительства рулежных и стояночных дорожек: у нас есть мобильные комплексы по производству смесей прямо на месте, что позволит обеспечить беспрерывную и качественную заливку.
Цементники, участвовавшие за последние годы в строительстве и реконструкции трех сибирских аэродромов, к слову, сегодня укрепляют производственную базу, консолидируя активы. Недавно ФАС удовлетворила ходатайство «Сибцема» о заключении договоров управления с АО «Искитимцемент» и АО «Ангарскцемент». Холдинг обязан обеспечить конкуренцию на рынке общестроительного цемента в Западной Сибири, инвестируя в сохранение, поддержание и развитие мощностей, внедряя корпоративную культуру производства, технические и управленческие решения.
«Сибцем», выпускающий сегодня двадцать видов цемента (включая высокие тампонажные марки для нефтегазовой отрасли), тридцать с лишним видов бетона и более сорока наименований хризотилцементных изделий, готов к участию в серьезных инфраструктурных проектах. Это, прежде всего, строительство железнодорожной ветки Кызыл-Курагино в Туве и Красноярском крае и пятнадцатикилометрового Северомуйского тоннеля-2 в Бурятии, необходимых для освоения Удоканского месторождения меди и Озерского свинцово-цинкового месторождения, включая создание инфраструктуры (дороги, поселки вахтовиков и так далее). Помимо этого, в стране стоит задача обеспечить восемьдесят миллионов тонн грузооборота через Северный морской путь, а также «расшить» узкие места для грузопассажирских перевозок на Дальний Восток и дальше, в страны АТР, что потребует реконструкции БАМа и Транссиба.
- В решении экономических и социальных проблем Сибири ключевую роль должно сыграть строительство автодороги Урал-Владивосток, двухполосной в каждую сторону, а рядом с ней – высокоскоростной железнодорожной магистрали, - полагает исполнительный вице-президент АО «ХК «Сибцем» Сергей Шепталин. – Это позволит от Москвы до бухты Золотой Рог добираться на поезде не восемь дней, а преодолевать этот путь за двое с половиной суток на скорости 250-300 километров в час. Вот о чем нужно вести речь и к чему стремиться. А у нас порой вагоны с цементом, отправленные потребителям на расстояние четыреста километров, простаивают по полмесяца.