заказать цемент
Личный   кабинет договор поставки
цемента
заказать   цемент
Интервью: о рынке цемента, инерции и возращении госконтроля

Как сохранить цементную отрасль, почему растет себестоимость продукции и за счет чего удалось предотвратить резкий спад производства – в интервью с первым вице-президентом АО «ХК «Сибцем» Геннадием Рассказовым.

– Что сейчас происходит на рынке цемента? Как чувствует себя холдинг в период экономической турбулентности?

– Кризисные явления всегда сказываются на цементной промышленности: при сопоставлении уровня ВВП и спроса на цемент прослеживается зависимость с отставанием в динамике на 6-9 месяцев. Таким образом, наша отрасль остается своего рода маркером состояния экономики России в целом.

С января по август на пяти заводах холдинга произведено 3,6 млн тонн цемента – на 2% больше, чем за восемь месяцев прошлого года. По предварительным данным, всего в 2022-м выпустим 5,07 млн тонн, что на 2% ниже уровня 2021-го.

Если говорить об основном для холдинга рынке – а это Сибирский федеральный округ в его прежних границах (с учетом Бурятии и Забайкалья) – потребление цемента здесь за восемь месяцев упало к аналогичному показателю прошлого года на 3% – до 4,5 млн тонн. Отгрузки «Сибцема» в адрес потребителей макрорегиона наоборот выросли на 2,7%. Такого результата удалось достичь вопреки падающему спросу и напряженной конкурентной борьбе, которую ведут более 20 производителей, реализующих цемент в Сибири.

– Сколько цемента потребили за девять месяцев в России? Удалось ли избежать резкого спада?

– За девять месяцев потребление цемента в нашей стране достигло 48,3 млн тонн, уровень января-сентября прошлого года превышен на 4,5%. Однако к декабрю рост, заложенный в конце 2021-го – начале 2022-го, будет «съеден» в лучшем случае до нуля. Конечно, в апреле-мае мы ожидали худшего сценария, но благодаря активной работе федеральных и региональных властей, поддержавших строительный рынок в непростое время, существенного спада удалось избежать. Это было правильным решением: строительство «тянет» за собой более 40 отраслей народного хозяйства, а значит, требует особого внимания.

– Вы упомянули о росте, зафиксированном в конце 2021-го. Прошлый год в целом был успешным для отрасли?

– По итогам 2021 года средняя загрузка мощностей российских цементных заводов составила 57%. Общий объем потребления цемента в стране – 60,8 млн тонн цемента, аналогичный показатель 2020-го – 55,9 млн. Таким образом, рынок показал положительную динамику, но так и не достиг рекордных для новейшей истории России значений 2014 года, когда спрос оценивался в 71,8 млн тонн.

Пока мы не видим предпосылок, позволяющих говорить о скором улучшении ситуации. Обозначенные президентом РФ задачи по росту объемов жилищного строительства до 120 млн квадратных метров в год к 2024-му, а также по увеличению до 35% доли ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием к 2025-му, вероятно, не будут решены в полном объеме. А значит, и потребность в цементе не станет существенно больше.

– Компания продолжает модернизацию производств? В условиях санкций и ограничений выполняются необходимые ремонты?

– Нам удалось решить большую часть проблем, связанных с приобретением импортной техники, деталей, запасных частей, материалов. При этом значительно выросла стоимость многих контрактов, изменились сроки поставок. Все это привело к тому, что в текущем году на ремонты и техобслуживание оборудования мы потратим на 67% больше средств, чем в 2021-м. Всего на эти цели направим более 4,3 млрд. руб. Финансовые ресурсы, запланированные на модернизацию предприятий, оцениваем в 8,2 млрд руб. Даже сейчас – в условиях беспрецедентных западных санкций –холдинг не отказывается от проектов по переоснащению производств. Если мы не будем вкладывать средства в техническое перевооружение своих предприятий, то не сможем быть эффективными, обеспечивать потребителей высококачественными цементами.

– Удорожание соответствующих проектов сказывается на цене цемента и стоимости квартир в новостройках?

– До сегодняшнего дня, пожалуй, ни одна отрасль не сдерживала рост цен так, как наша. В 2021 году стоимость цемента для потребителя была всего на 9% выше, чем в далеком 2008-м. За то же время электроэнергия подорожала на 120%, дизельное топливо – на 250%, железнодорожный тариф вырос на 136%. Другими словами, цементники субсидировали строительный комплекс: его динамичное развитие помогло бы нам выжить, нарастить объемы производства. Однако пока этого не происходит: по сути производители цемента остаются заложниками низкого спроса и высокой промышленной инфляции.

Что качается второй части вопроса, утверждение о том, что стоимость жилья на первичном рынке зависит от цены нашей продукции, – миф! Выше мы сравнивали, насколько изменилась стоимость разных составляющих себестоимости в 2021 году по сравнению с 2008-м. Так вот: квартиры в новостройках за тот же период стали дороже на 88%! Мои слова подтверждают и расчеты экспертов компании CM PRO. По их информации, доля цемента в объеме работ по виду деятельности «Строительство» в денежном выражении в 2021 году составила всего 2,5%.

– Вы сказали, что цементная отрасль по сути субсидировала строительный комплекс. А сами цементники ждут поддержки?

– Мы не ставим вопрос об особых преференциях или государственной помощи отдельным предприятиям. Но говорим о системных мерах, которые позволят сохранить отрасль и обеспечить важнейшие стройки страны качественной продукцией. В частности, продолжаем настаивать на том, что ключевая ставка ЦБ РФ не должна превышать 2% с соответствующим интенсивным кредитованием от всех системных банков по ставке не более 4-4,5% годовых. Кроме того, промышленные предприятия нуждаются в проектных кредитах, предоставляемых минимум на 10 лет с субсидированием процентной ставки до уровня не выше 2%. Важно поддержать темпы ипотечного кредитования с установлением ставки не более 2-3%, на льготные программы – 1%. При этом следует рассмотреть возможность увеличения лимитов по ипотечным займам в два раза.

Производство цемента – инерционная, энерго- и капиталоемкая отрасль. Чтобы увеличить объемы выпускаемой продукции, запустить простаивающее оборудование, заводам требуется от одного года до трех лет. Поэтому для нормального функционирования предприятиям необходим обоснованный прогноз потребления цемента в горизонте от трех лет. Судите сами: если мы произведем много строительного материала и потом не сможем его продать, компания не компенсирует затраты на ремонты, приобретение сырья, другие издержки. В итоге увеличится себестоимость продукции, упадет доходность. Негативным окажется и сценарий, при котором спрос превысит предложение. На рынке возникнет дефицит качественного цемента, восполнить его в сжатые сроки вряд ли получится.

Стратегически важным для России считаем и строительство дорог с цементобетонным покрытием. Положительный эффект от реализации соответствующих проектов почувствует не только цементная отрасль, но и многие другие.

– Почему так считаете?

– Качественные и безопасные автомобильные дороги необходимы для развития экономики страны. Если появится альтернатива железнодорожным перевозкам, РЖД вынуждена будет повышать свою эффективность, активнее инвестировать в расширение инфраструктуры. Нужно сказать и о том, что трассы, возведенные с использованием цементобетона, служат до полувека, ремонт им необходим лишь раз в 10-12 лет. Кроме того, для таких дорог не потребуется вводить ограничения по массе транспортных средств и нагрузкам на ось, что заметно удешевит автодоставку товаров.

Строительство цементобетонных дорог целесообразно и с точки зрения безопасности: они обеспечивают высокое сцепление, лучшую видимость и снижение потребления топлива.

– Другая актуальная проблема – фальсификат на строительном рынке. По вашим данным, его количество растет?

– В прошлом году в рамках «регуляторной гильотины» был фактически упразднен государственный контроль за оборотом отдельных видов строительных материалов, в том числе цемента. Мы с коллегами по отрасли и производителями других стройматериалов провели большую работу, чтобы вернуть Росстандарту соответствующие полномочия. На данный момент Минпромторг готовит необходимые поправки в федеральный закон о техническом регулировании. Пока они не приняты, ситуация остается сложной. Недобросовестные поставщики стали активнее, когда поняли, что им ничего не угрожает. И количество фальсификата выросло. По приблизительным расчетам, в СФО оно увеличилось на 20-25% к уровню прошлого года. Показательны и отдельные примеры. Скажем, в Новосибирской области недавно широкую огласку получил случай, когда при реконструкции школы подрядчик использовал поддельный цемент неизвестного состава и происхождения, расфасованный в мешки с маркировкой «Сибцема». Трудно даже представить, каким оказалось бы качество объекта, который предназначен для детей, следовательно, должен отвечать самым строгим требованиям…

Надеемся, государственный контроль будет восстановлен в ближайшее время. Нельзя забывать: от качества цемента зависит надежность и долговечность возводимых его использованием сооружений, а от стабильного функционирования отрасли в целом – экономическая безопасность нашей страны.

Заказать цемент

Заполните фому заявки, чтобы мы смогли выслать все необходимые данные на Вашу почту

Ошибка! Неверный ввод.

Ошибка! Неверный ввод.

Нажимая кнопку “Отправить”, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Откликнуться

Ошибка! Неверный ввод.

Ошибка! Неверный ввод.

Откликнуться

Заполните фому заявки, чтобы мы смогли выслать все необходимые данные на Вашу почту

Ошибка! Неверный ввод.

Ошибка! Неверный ввод.

Подписка оформлена!

Мы будем присылать Вам информацию об акциях и новостях нашей компании

Спасибо за заказ!

Мы пришлем Вам информацию о заказе

Заявка отправлена!

Мы пришлем Вам информацию о выбранной вакансии

Заявка отправлена!

Мы пришлем Вам информацию об выбранной услуге

Спасибо!

Ваш отзыв отправлен